МЫ В СОЦСЕТЯХ:
ПОДЕЛИТЬСЯ:

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Л. Хотунцев
А.В. Хотулев
А.Ж. Насипов

 
С момента возникновения человеческого общества для реализации своих потребностей люди используют разные технологии. Будем опираться на следующее краткое определение технологии: технология - это наука (знание) о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.

Согласно [1] наука - вид познавательной деятельности, нацеленной на выработку объективных, системно-организованных знаний о мире. Наука технология - объективные, системно-организованные знания о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описание, анализ, реализация и оптимизация преобразующей деятельности [2].

Вначале человеческой истории технология представляла собой не науку, а знания, полученные в первую очередь эмпирическим путем, о преобразовании указанной триады для создания объектов труда или услуг, необходимых человеку. Существует миллионы технологий для создания миллионов различных изделий и услуг.

Вторая половина XX века и начало XXI века характеризовались резким увеличением объема общественного производства в мире, появлением вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в истории человечества, появилось постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда - общество «белых воротничков», которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного  производства - обществу «синих воротничков». Резкое увеличение объема используемой информации привело к  созданию информационного мира.

Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройки направления  деятельности трудящихся, которые в течение своей трудовой жизни должны 4 - 5 раз менять сферу деятельности, получая высокую квалификацию для реализации новых высоких технологий. Отсюда вытекает необходимость непрерывного технологического образования людей.

Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным требованиям мирового технологического развития.

Одной из затянувшихся, распространенных и опасных болезней России стало веками складывавшееся в традицию игнорирование инновационного пути технологического развития, которым идет весь цивилизованный мир. Сейчас наша страна подошла к такому рубежу своей истории, когда уже ничто, и никто не сможет спасти Россию от разрушительного кризиса без ее технологического развития: создания, освоения и широкого использования прогрессивных технологий; совершенствования технологического оснащения, технологического образования и обучения, технологической безопасности, технологической дисциплины во всех видах общественно-полезной деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе, строительстве, транспорте, связи, здравоохранении, научных исследованиях и разработках, образовании, обороне, управлении, торговле и других областях.

Без технологического развития России многие современные и перспективные научно-технические, производственные, экономические, экологические, социальные и оборонные проблемы не решить.

Необходимы срочные, радикальные, решительные, но хорошо продуманные, обоснованные и профессионально подготовленные меры по обеспечению технологического развития России. Технологическое развитие России является сейчас одной из самых приоритетных, самых важнейших задач, которые надо решать незамедлительно. Для решения проблем технологического развития России необходимо объединить усилия ученых, инженерно-технической и гуманитарной интеллигенции, рабочих и служащих, предпринимателей, профсоюзов, законодательных и исполнительных органов власти, молодежных и общественных организаций.

Технологическое развитие России создаст лучшие и наиболее благоприятные условия для высокопроизводительного труда, без насилия и репрессий избавит от беспорядка, обеспечит развитие производительных сил и рост благосостояния народа, укрепит безопасность нашей страны.

Постоянное появление новых технологий требует непрерывного технологического образования людей в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на курсах переподготовки и повышения квалификации. Знакомство с элементами использования технологий должно начинаться в дошкольных учреждениях. Технологическое образование в детских садах и начальной школе рассматривалось в частности в ряде работ [3, 4, 5], где отмечалось, что к тому времени, когда дети приходят в школу, они уже «ветераны по применению технологии». Они ездят на автомобилях, пользуются домашним оборудованием, водят велосипеды, работают в саду, помогают в приготовлении пищи, умеют пользоваться телевизором и компьютером и т.п. Дети по природе своей исследователи и изобретатели, им нравится изготавливать материальные изделия.

Школа должна предоставлять учащимся разнообразные возможности по изучению свойств материалов, использованию инструментов, проектированию и изготовлению предметов, исследованию технологических систем. Их деятельность должна вытекать из проблем и нужд школы и ее окружения, которые интересуют детей и которые вполне реальны и безопасны.

 Задачей в детском саду и начальных классах является направить изобретательскую энергию детей в нужное русло, научить их использовать инструменты для определенных целей, расширить их представления о том, из чего состоят орудия труда (бумага и карандаш, фотоаппарат, увеличительное стекло и т.д.). Участие детей в реализации технологии и проектировании может быть использовано для ознакомления учащихся с измерительными приборами и способами измерения. Например, пятилетние малыши сталкиваются с проблемой, как сшить одежду для любимых игрушечных медвежат нужного размера. Измерения должны иметь дело с понятиями, доступными для понимания детей этого возраста.

Дети должны проектировать и изготовлять предметы, пользуясь простыми инструментами и разнообразными материалами. Они должны различать то, что им интересно и хочется сделать, а затем планировать, конструировать и оценивать проект с помощью воспитателя или учителя. В этом возрасте детям необходимо помочь выявлять проблемы, которые им интересны и по силам решать. Выполнив один проект и набравшись небольшого опыта, следующий свой проект они найдут более легким и будут чувствовать себя более уверенно.

С первых шагов необходимо приучить детей к тому факту, что в мире существуют разные ограничения. Желание осуществить какой-либо проект может столкнуться с проблемами безопасности, времени, денежных затрат, политики школы, места, наличия материалов и другими реальностями. Учителя должны объяснить детям, что взрослые также встречаются с подобными вещами, когда они конструируют какие-либо предметы или пытаются реализовать свои планы, и стимулом здесь как для детей, так и для взрослых, является возможность найти решение проблемы, которое приведет к успеху, несмотря на огромное количество препятствий.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области[1] «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования и изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, о мире профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства.

Образовательная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.

Образовательная область «Технология» при наличии материально-технического, методического и кадрового обеспечения является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Эта образовательная область отличается от трудового обучения более глубоким интеллектуальным содержанием и ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении проектов.

Модульное построение содержания образовательной области «Технология» позволяет оптимизировать тематические составляющие и их объем в учебных курсах. Кроме того, модульный подход позволяет осуществить переход учащихся от общетехнологического к профильному обучению в старших классах.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, образовательная область «Технология» является необходимой компо­нентой общего образования школьников, предоставляя им возможность при­менить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образо­ванию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности. Поэтому во многих развитых странах «Технология» является одним из основных предметов обучения от детского сада до окончания старшей школы.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и технологической куль­туры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманисти­чески ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблем, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости мышления, предприимчивости. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, социальных и экологических последствий применения технологии, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, освоения культуры труда, планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, грамотного оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений, основ творческой и предпринимательской деятельности, разработки и выполнения проектов.

Проведенный в последние годы анализ понятия технологической куль­туры позволил сделать следующий вывод: технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственни­ка, семьянина, потребителя и учащегося:

  • § культура труда - включает планирование и организацию трудового про­цесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества про­дукции, что необходимые для выполнения социальных функций труженика;
  • § графическая культура - знания, умения и готовность использовать графи­ческие, в том числе чертежные средства для обеспечения технологическо­го процесса;
  • § культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
  • § информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, оценки достоверности хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности для реали­зации трудовой деятельности;
  • § предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализиро­вать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, реклами­ровать свою продукцию;
  • § культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуще­ствлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействие с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
  • § экологическая культура - включает в себя экологические знания, понима­ние, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
  • § культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, реализации здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяй­ства, выполняя социальные функции семьянина;
  • § потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вес­ти себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потре­бителя;
  • § проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проек­та информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение допол­нительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

В настоящее время становится ясным, что составляющие технологиче­ской культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы. Важно подчеркивать, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариант­ными составляющими человеческой деятельности: культурой труда, графи­ческой культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы), информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы), эколо­гической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов), культурой дизайна, культурой дома и потребительской культурой, культурой человеческих отношений и проектной культурой.

Особую роль в современном мире играет информационная культура - культура получения и работы с информацией и проектная культура - культура выполнения проектов. Технологическая культура необходима при выборе любой профессии от токаря до врача, учителя и программиста [6, 7, 8, 9].

В системе общего образования образовательная область «Технология» предназначена для того, чтобы:

- формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;

- заложить основы для успешной созидательной и преобразовательной

деятельности;                        

  • - формировать исследовательскую, технологическую, трудовую, этическую, эстетическую, экологическую, предпринимательскую, графическую и информационную культуры учащихся;
  • - ознакомить учащихся с различными видами профессиональной деятельности и способствовать их профессиональному самоопределению;

-  выявить и развить творческие способности школьников в созидательной и преобразующей деятельности, формировать и расширять их познава­тельные интересы, сознательность и гибкость;

-  способствовать самореализации, самоутверждению и социализации
школьников в коллективе сверстников в период обучения.

Выполняя свое предназначение, образовательная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, посто­янному самообразованию и самосовершенствованию.

Сформированные у школьников при изучении образовательной области "Технология" знания, умения и навыки создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов Рос­сии, инновационного социально-экономического развития страны.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ" В ШКОЛЕ

 

Образовательная область "Технология" играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Основанная на практическом изучении распространенных технологий, знакомстве с перспективными технологиями XXI века и компьютерной поддержке технологической деятельности, она является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования. Педагогическая роль и предназначение техно­логической подготовки в системе общего образования определяют цели и за­дачи образовательной области "Технология".

Основными целями образовательной области "Технология" являются:

  • наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и пре­образовательной деятельности на основе их природных задатков, подго­товка к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни в быстро меняющемся технологическом мире;
  • формирование у школьников технологических знаний и умений осваивать разнообразные способы и средства анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии, информации, учитывать возможные социальные, экономические и эколо­гические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

В процессе технологической подготовки учащихся с I по XI класс с учетом потребностей школьников, возрастных особенностей и перспектив их развития, сориентированные на потребности общества, должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

  • 1. Освоение технологических знаний и освоение технологической культуры, овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания объектов труда их оценка и реализации на рынке товаров и услуг, ведения домашнего хозяйства, определения своих жизненных и профессиональных планов и путей их воплощения, в первую очередь в отношении инженерно-технических специальностей.
  • 2. Овладение знаниями о научной организации труда, общих основах различных технологий, методах творческой деятельности и принципах дизайна, путях снижения негативных последствий производственной и бытовой деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
  • 3. Формирование представления о технологии как части мировой культуры, как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, расширение политехнического кругозора.
  • 4. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко-адаптирующейся в новых условиях личности, развитие познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, гибкости мышления.
  • 5. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, предприимчивости, честности, сознательности, ответственности за результаты своей деятельности, порядочности, коллективизма, уважения к людям, культуры поведения и бесконфликтного общения, становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции.
  • 6. Закрепление в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук, развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности.
  • 7. Воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных и мировых достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ" В ШКОЛЕ

 

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, отбор и построение со­держания для образовательной области «Технология» строится на следующих  концептуальных положениях:

  • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сер­виса и домашнего хозяйства и наличие в них современных научно-технических достижений;
  • политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических про­цессов;
  • четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной

деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

 

  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духов­но-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
  • профориентационная, предпринимательская и экологическая направленность.

Содержание обучения в образовательной области "Технология" включает в себя следующие составляющие: общие принципы технологической деятельности, технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных поделочных или природных и текстильных материалов, пи­щевых продуктов; технологические процессы художественно-прикладной об­работки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии преобразования и ис­пользования энергии; технологии получения, преобразования и использования информации; перспективные технологии XXI века; дизайн в технологической деятельности, элементы прикладных экономических знаний и предприни­мательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы творческой деятельности; формы, методы и средства организации культурного быта и содержательного досуга; экономические и экологиче­ские характеристики технологических процессов, история развития техники и технологий.

Можно выделить общие черты реализации всех технологий, на которые должны обращать внимание при освоении предметной области «Технология» в общеобразовательной школе: исходя из потребностей людей определение цели конкретно технологической области, анализ и освоение информации о реализации этой деятельности, оценка целесообразности продолжения выбранной деятельности с точки зрения экономики и экологии, подготовка и реализация выбранной деятельности, экологическая и экономическая оценка продукции и производства, маркетинг и  реализация продукции [10].

Необходимо уделять внимание интереснейшей истории развития техники и технологии, роли техники, (инструментов и машин) при реализации технологий, роли технологий в истории человечества (в частности, появление огнестрельного оружия покончило с рыцарями), взаимоотношение технологий и экологии, роли технологий в развитии общества (культурные, социальные, экономические и политические аспекты), принципам поиска новых технических и технологических решений, содержанию рукотворного мира (производственные технологии, строительные технологии, транспортные технологии, сельскохозяйственные технологии и биотехнологии, медицинские технологии, энергетические технологии, информационные и коммуникационные технологии). Эти вопросы изучаемые в американской школе рассматривались в обзоре [5].   

С точки зрения освоения учащимися общих принципов реализации различных технологий в преобразующей деятельности человека и формирования их технологической культуры - культуры  преобразующей природосообразной деятельности [2, 4], целесообразно обращать внимание на реализацию этих общих принципов при использовании конкретных технологий обработки конструкционных материалов, ткани, пищевых продуктов и т.п.

Начиная с 1992 г., в концепции и программах «Технологии» отмечалась необходимость изучения современных и перспективных технологий создания новых материалов (наноматериалы, биопластмассы, генетически модифицированные продукты и др.), преобразования материалов (нанотехнологии, лазерные технологии и т.п.), энергии (технологии энергосбережения альтернативная энергетика, биотопливо и т.п.) и информации (развитие компьютерной техники, робототехники, умные дома, Глонасс и др.), новых транспортных технологий (электромобили, самолеты из новых конструктивных материалов) и технологий устойчивого развития (материалосбережение, переработка отходов и др.).

Наконец, изучение технологии в школе должно быть пронизано идеями дизайн-художественного конструирования на основе функциональных возможностей изделий и их эстетического оформления, т.е. экономики и технической эстетики. Постоянно надо иметь в виду, что в условиях рыночной экономики только дизайнерски оформленные изделия найдут спрос, т.е. будут конкурентоспособными.  Сейчас именно потребности рынка определяет дизайн любого будущего изделия и, следовательно, технологии его изготовления. Изучая, в частности, технологии обработки конструкционных материалов следует иметь в виду возможности создания оформленных, конкурентоспособных изделий.

Обучение школьников в образовательной области "Технология" строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от технологи­ческой направленности обучения, содержанием предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:

- культура и эстетика труда;

-получение, обработка хранение и использование информации (информационная культура);

-основы черчения, графики (графическая культура);

- основы дизайна (культура дизайна);

  • - элементы прикладной экономики и предпринимательства (предпринимательская культура, культура дома, потребительская культура);
  • - знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных
    планов, с учетом склонностей и интересов учащихся;
  • - влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека (экологическая культура);
  • - творческая, проектная деятельность (проектная культура);

- история и социальные последствия развития технологии и техники;

- культура поведения и бесконфликтного общения (культура человеческих отношений, этическое воспитание).

 

 

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ"

 

В основе структуры содержания "Технологии" лежит блочно-модульный принцип построения материала. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенно­стям развития школьников. Блочно-модульное построение призвано обеспечивать тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания на всех этапах технологической подготовки учащихся. При этом модули интегрируют в себе сквозные образовательные линии.

 Структура обучения "Технологии" в 11-летней школе включает три блока. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (начальное общее образование 1-4-й классы), второй - период подросткового возраста (основное общее образование 5-9-й классы), третий - период ранней юности (среднее (полное) общее образование 10-11-й классы).

На этапе начального общего образования реализуются цели:

- расширение политехнического кругозора учащихся, их знакомство с простейшими технологиями преобразования материалов, энергии, информации и простейшими техническими устройствами.

-планирование работы, конструирование изделий, оценка результатов деятельности;

-выполнение отдельных этапов проектной деятельности;

-воспитание   трудолюбия,   уважительного   отношения   к   людям   и
бережного отношения к природе;

В соответствии с этим решаются задачи:

-освоение   доступных   технологий   ручной   обработки   природных   и искусственных      материалов,   выращивание   комнатных   и   огородных растений;

  • - выполнение эскизов объектов труда;
  • - освоение доступных информационных технологий;
  • - знакомство с распространенными профессиями людей из ближайшего окружения школьников.

С учетом периодизации общего образования изучение «Технологии» в на­чальной школе позволяет учащимся:

1. Получить начальные представления о широко распространенных технологиях преобразования материалов, энергии, информации, отдельных видах декоративно-прикладного творчества, их художественных особенностях и традициях.

2. Освоить элементарные трудовые приемы, развить творческие способности в процессе разнообразных видов трудовой деятельности с доступными для обработки материалами.

3. Сформировать устойчивые навыки самообслуживания, самостоятельность и ответственное отношение к результатам труда.

4. Освоить использование безопасных приемов труда.

5. Получить начальные представления о влиянии технологической деятельно­сти человека на окружающую среду и здоровье людей.

В первом блоке (1-4-й классы) в виде отдельных модулей изучаются преимущественно технологии ручной обработки природных и искусственных материалов, простейшие электротехнические устройства,  доступные информационные технологии, выполнение простых проектов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических  усилий   и   в   то   же   время   способствуют   интеллектуальному, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся, развитию са­мостоятельности, обеспечивая подготовку к более сложной проектной деятельности в следующих классах. Младшие школьники учатся читать и выполнять простые эскизы объектов труда, строить несложные механические и электрические модели из конструкторов. Они знакомятся с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений.

В процессе технологической деятельности учащихся совершенствуются манипулятивные функции рук и пальцев, что способствует более интенсив­ному развитию умственных способностей школьников. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его ро­ли в жизни человека и общества, творческому развитию учащихся.

В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников.

На этапе основного общего образования (5-9 классы) цели технологического образования можно определить следующим образом:

- знакомство с общими принципами технологической и проектной деятельности, с наиболее распространенными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии, информации в сферах производства, сервиса, домашнего хозяйства. Освоение некоторых технологий.

-  практическое использование основ предпринимательской деятельности;

  • - выполнение проектов;
  • - профессиональное самоопределение учащихся;

- формирование   добросовестного отношения   к   труду,   бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Соответственно решаются задачи:

  • - освоение общих принципов технологической и проектной деятельности, некоторых из технологий обработки материалов (в соответствии с выбранным направлением обучения), энергии и информации;
  • - приобретение графических умений и графической культуры;

- освоение культуры труда;

- знакомство с принципами дизайна;

- профессиональное самоопределение.

В основной школе учащиеся углубляют полученные в начальной школе технологические знания, совершенствуют сформированные умения и приобретают новые, относящиеся к более сложным технологиям созидательной деятельности людей. Изучение «Технологии» в основной школе позволяет учащимся:

  • 1. Приобрести знания и умения по общим способам практико-преобразующей и проектной деятельности, технологические знания и умения по распро­страненным методам и средствам преобразования материалов, энергии, информации, принципам конструирования изделий, влиянии технологической деятельности человека на окру­жающую среду и здоровье человека.
  • 2. Сформировать заинтересованное и ответственное отношение к процессу и результатам труда, способности к творчеству в созидательной деятельно­сти при изучении и освоении современных технологий и различных народ­ных ремесел.
  • 3. Получить представления о способах и средствах профессионального самоопределения и формирования реалистичных социально-профессиональных планов применительно к различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятель­ности.
  • 4. Овладеть методами и средствами получения, преобразования и использо­вания информации. Научиться использовать графический язык, элементы дизайна и современные информационные технологии для проектирования и создания объектов труда.
  • 5. Приобрести навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы над творческими проектами.
  • 6. Сформировать представления о предпринимательской деятельности по производству и реализации созданных учащимся изделий и услуг, овладеть умениями рацио­нального поведения в условиях рыночной экономики, оптимального веде­ния домашнего хозяйства.

Содержание второго блока (5 - 9-й классы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего хозяйства и развивающего досуга. Это ресурсосберегающие технологии обработки конструкционных материалов, конструирования, сборки и управления техническими устройствами; технологии обработки текстильных материалов, конструирование и изготовления швейных изделий; технологии обработки пищевых продуктов и приготовления блюд; методы и средства художественно-прикладной обработки материалов; технологии выращивания растений, животных и птиц; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной про­дукции; технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ; технологии электромонтажных работ, использования электрической энергии, знания по формированию и исполнению домашнего бюджета, рациональному расходованию средств с учетом современных социально-экономических условий. Изучение разделов, основанных на знаниях из курсов естественнонаучных дисциплин, целесообразно привести в соответствие со сроками их освоения в образовательной области «Физика» (перевести изучение разделов «Электротехники» и «Электроники» в более старшие классы).

Школьники получают знания и умения по информационным технологиям, черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, выполняют творческие проекты. Учитывая наличие в базисном учебном плане образовательной области «Информатика и ИКТ», где изучаются процессы преобразования, передачи и использования  информации, информационные технологии в образовательной области «Технология» изучаются в прикладном плане.  Отмечая важную роль любой формы информации в преобразующей деятельности человека, особое внимание должно быть, уделено использованию ПЭВМ как мощного инструментального средства поддержки любых видов технологической деятельности человека при обработке конструкционных материалов, тканей, энергии и т.д. Целесообразно проводить с помощью ПЭВМ профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике и предпринимательству и профориентации, моделировать экологические ситуации, осуществлять проектную деятельность.

Технологии второго блока (5-9 класса) группируются по трем направлениям: техническое (технический труд), сервисное, включая домашнее хозяйство (обслуживающий труд) и сельскохозяйственное (сельскохозяйственный труд). Учащимся, в соответствии с их интересами и склонностями, предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий.

На этапе среднего (полного) общего образования (10-11 классы) целями являются:

- формирование технологической культуры учащихся;

- знакомство с технологиями выбранного профиля обучения;

- выполнение комплексных проектов.

В соответствии с этим решаются задачи:

- завершение освоения технологической культуры;

- освоение некоторых технологий выбранного профиля;

- уточнение профессиональных планов учащихся.

В старшем звене общеобразовательной школы технологическая подготовка осуществляется в соответствии с направлениями работы общеобразовательного учреждения и характером познавательных интересов учащихся. Изучение «Технологии» в старшей школе позволяет учащимся:

1. Скорректировать профессиональные планы и сделать адекватный выбор соци­ально-деловой карьеры с учетом конъюнктуры рынка труда и собствен­ных профессиональных возможностей, получить представление о порядке трудоустройства на предприятиях различного типа собственности.

              2. Овладеть некоторыми технологиями созидательной или преобразовательной деятельности, соответствующими выбранному профилю обучения и, при желании, получить начальную профессиональную подготовку, усовершенствовать владение элементами предпринимательства и потребительской культуры.

Изучение «Технологии» в профильной школе позволяет учащимся дополнительно:

  • 1. Получить технологические знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • 2. Систематизировать знания об универсальных принципах технологической, творческой и проектной деятельности.
  • 3. Установить связи между достижениями в области естественных и социальных наук и тенденциями развития современных технологий.

Содержание третьего блока (10-11-й классы) расширяет и углубляет технологическую подготовку учащихся, завершает формирование технологической культуры, обеспечивает возможность коллективного выполнения проектов и способствует обоснованному выбору будущего направления профессионального образования.

В этот блок входит также изучение технологии, распространенных в конкретном регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию на востребуемые рынком труда профессии.

В данном блоке, связанном с завершением обучения в полной средней школе основное внимание уделяется технологиям проектной и исследовательской деятельности и формированию технологической компетентности и технологической культуры, осуществляется углубленное изучение технологий, соответствующих выбранному профилю обучения и выполнение комплексных проектов в избранной сфере деятельности.

В этом блоке технологическое обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Определение профилей обучения осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом материально-технического оснащения образовательного учреждения, возможностей педагогического коллектива, традиций и особенностей социокультурной среды.

Технологическая подготовка в третьем блоке призвана способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся, изучению возможностей и способов продолжения обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и трудоустройства, методов построения жизненных и профессиональных планов.

Последний этап технологической подготовки в общеобразовательных и учреждениях в соответствии с действующим законодательством и по жела­нию учащихся за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана предоставляет им возможность получить начальную профессиональную подготовку в соответствии с «Перечнем профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях» (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 21.06.2006г. №03-1508) и тем самым обеспечить их социальную защищенность на рынке труда.

В результате освоения образовательной области "Технология" учащиеся овладевают следующими инвариантными умениями:

-        обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

- сознательно  и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества  и самого человека;

-        находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

  • - проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функцио­нальными свойствами, общими требованиями дизайна и художественного оформления, планировать свою практическую деятельности с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
  • - создавать и оценивать объекты труда (материальные, интеллектуальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительной стоимостью;
  • - применять рациональные и безопасные приемы работ при использовании
    инструментов и оборудования:

- самостоятельно овладевать общими способами проектно-преобразовательной деятельности, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необ­ходимы для осуществления технологического процесса;

  • - оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг или создания конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;
  • - давать экологическую оценку технологического процесса и результату практической деятельности;
  • - выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
  • - ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
    интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, со­ставлять жизненные и профессиональные планы;
  • - выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и
    сотрудничества в коллективе.

Во время выполнения практических и проектных работ в основной практико-ориентированной образовательной области в школе - «Технология», учащиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

- планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы;

- выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования;

- организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.)

- обеспечение безопасных условий работы;

- соблюдение технологической и трудовой дисциплины;

- контроль качества выполненной работы;

- создание и использование необходимых для выполнения работы графических изображений;

- использование принципов эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентноспособности;

- нахождение, обработка и использование информации из различных источников, необходимой для выполнения работы;

- бережное отношение к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе;

- бережное отношение к здоровью производителя (работника) и потребителя готовой продукции;

- доброжелательное отношение и уважение к людям, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- выявление потребностей рынка товаров и услуг, выдвижение и оценка предпринимательских идей, проектирование предметов труда, оценка экономической и экологической эффективности трудовой деятельности, организация деятельности коллектива по созданию требующейся на рынке продукции, осуществление рекламы созданных изделий;

- использование технологий ведения дома и здорового образа жизни;

- содействие формированию продуманного этического поведения на рынке товаров и услуг, включая социальные функции потребителя;

- выбор новых, инновационных, оптимальных путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и продвижения на рынке товаров и услуг.

Овладение этими универсальными учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника. 

Содержание образовательной области "Технология" может быть представ­лено двумя предметами. Первый предмет - "Технология" изучается с 1-го по 11-ый класс. Второй - "Черчение и графика" изучать целесообразно в 8-9-ом классах. Он призван обобщить и систематизировать графические знания и умения, которые учащиеся получают в процессе технологической подготовки в рамках соответствующей сквозной образовательной линии. В 9 классе особое внимание необходимо уделить профориентационной работе.

Программа «Технологии» должна включать описание роли преобразующей деятельности и технологий в истории человечества, общие принципы технологической и проектной деятельности, принципы построения технологических систем, реализуемые технологические процессы (физические, химические, биологические) и способы использования материалов, энергии и информации, практическую деятельность с использованием инструментов и оборудования по обработке материалов и преобразованию энергии при создании материальных изделий с использованием элементов дизайна в процессе репродуктивного обучения и проектной деятельности, интеграцию материальных, энергетических, информационных технологий, перспективные технологии XXI века. Важную роль в технологическом образовании школьников играет ручной труд по обработке материалов. Он способствует физическому и умственному развитию детей, формирует их материалистическое мировоззрение.

С самого начала обучения необходимо формировать технологическую культуру учащихся: культуру труда, человеческих отношений и т.д. В основной школе необходимо выделять время на знакомство с новыми технологиями (нанотехнологиями, лазерными технологиями, биотехнологиями и робототехникой), найти оптимальное распределение времени на изучение технологий обработки материалов, энергии и информации, использования станков, швейных машин, электромеханических конструкторов и электрорадиоконструкторов.

Необходимо дополнить действующие программы по технологии изучением общих принципов построения технологических систем и систем управления, а также изучением принципов технологической и проектной деятельности человека. В старшей школе на базовом уровне следует завершить формирование технологической культуры учащихся в процессе выполнения коллективных, комплексных (межпредметных) проектов, ориентированных на потребности рынка труда.

При разработке учебных программ по технологии надо учесть структуру занятости населения региона и ее прогноз на 10-15 лет, желаемую материальную базу школ, вариативность технологического образования, инвариантные цели и результаты обучения, эстетическое развитие учащихся и дизайн-проектирование, взаимодействие природы и техносферы, проблемы сохранения окружающей среды и здоровья человека.

Необходимо разработать технологические курсы по выбору для предпрофильной подготовки, а также программы технологии и программы элективных курсов профильной технологической школы.

Программа по технологии должна соответствовать государственному Федеральному образовательному стандарту по технологии 2011 г., строиться по модульному принципу и широко использовать ИКТ при освоении материальных и энергетических технологий, художественной обработке материалов и в проектной деятельности, использовать электромеханические и электрорадиотехнические конструкторы при изучении машиноведения, электронных технологий и в техническом творчестве. В то же время допускается вариативность построения программ, в частности, возможность изучение обработки ткани и пищевых продуктов мальчиками в пределах одной четверти и обработки конструкционных материалов девочками в это время.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Проектируемое содержание технологического образования должно обеспе­чивать:

а) Активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие  их познава­тельного интереса, что достигается путем:

  • - демонстрации возможностей современных технологий в производстве разнообразных товаров и услуг;
  • - включения в содержание проблемного материала, стимулирующего творческую деятельность учащихся, в том числе заданий исследовательского и про­ектного характера, требующих организации индивидуальной и групповой работы школьников;
  • - усиления внимания к знаниям, ценностно-значимым для каждого школьника; включение школьников в деятельность по реализации личностно и общест­венно значимых проектов.

б) Знакомство учащихся с реальными технологическими процессами в ходе экскурсионной и учебно-познавательной деятельности.                   

в) Интеграцию информационных, материальных и энергетических технологий.

с) Знакомство с наиболее распространенными методами преобразования материалов, энергии, информации. С этой целью в содержание должны быть включены:

  • - деятельность по формированию общетрудовых умений и навыков;
  • - деятельность по овладению основами проектной и творческой деятельности;
  • - самостоятельная проектная деятельность учащихся.

г) Усиление гуманитарной направленности технологического образования. С этой целью:

  • - содержание должно включать научно исторические сведения о развитии материальной культуры общества;
  • - отражать социальные и экологические аспекты технологической деятельности человека;
  • - подчеркивать связь между достижениями естественных и социальных наук и развитием материальной культуры человечества.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ТЕХНОЛОГИЯ»

 

Содержание образования в образовательной области "Технология" имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практических форм и методов организации занятий, которые должны состав­лять не менее 70% всего учебного времени. Основными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, метод проектов. Важную роль в подготовке и развитии учащихся играет творческая проектная деятельность.

Необходимый уровень трудовой подготовки учащихся в образовательной

области "Технология" может быть обеспечен при выделении в Базисном учебном плане школы для этих занятий с 1-го по 11-й класс не менее 2 часов в неделю, а с учетом необходимости обучения школьников "Черчению и гра­фике" на образовательную область "Технология" в 9-м классе целесообразно выделить 3 часа в неделю. Для повышения эффективности технологической подготовки учащихся в системе общего образования, расширения и углубле­ния ее содержания необходимо использовать дополнительное время за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана.

В соответствии с целями и задачами, решение которых призвана обеспе­чить образовательная область "Технология", обучение школьников "Технологии", осуществляется в специализированных кабинетах, мастерских, лабораториях, создаваемых в школах или межшкольных учебных комбина­тах. Обучение технологиям сельскохозяйственного труда может осуществ­ляться на базе учебных участков, школьных теплиц, ферм, лесничеств.

Учебно-материальная база в соответствии с программами обучения ос­нащается необходимым технологическим оборудованием, обеспечивается ма­териалами и средствами обучения.

При наличии возможностей может быть использована учебная база про­фессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведе­ний, учебных центров службы занятости, учебных цехов и центров производственных предприятий. В сельских школах обучение может проводиться в ученических производственных бригадах, непосредственно на про­изводственной базе. Это способствует обеспечению содержательной и орга­низационной преемственности технологической подготовки и профессионального образования.

Преподавание предметов, составляющих образовательную область "Технология", осуществляет учитель, который имеет соответствующее педа­гогическое образование, обладает необходимыми знаниями и практическими умениями и навыками в сфере изучаемых учащимися технологий.

Факультеты технологии и предпринимательства (технолого-экономические и педагогические факультеты) вузов, учреждения повышения квалификации работников образования и межшкольные учебные комбинаты являются цен­трами информационно-методической поддержки образовательной области "Технология" в общеобразовательных учреждениях.

На основе концепции содержания образовательной области "Технология" разрабатывается обязательный минимум содержания, а также требования к уровню подготовки учащихся. В процессе разработки этих до­кументов, создаваемых на их основе примерных программ и учебно-методического обеспечения в отдельные положения данной концепции могут быть внесены уточнения или изменения.

В учреждениях среднего и высшего технологического образования при подготовке учителей технологии должно уделяться внимание не только овладению конкретными технологиями, но и изучению общих принципов технологической и творческой деятельности, дизайну изделий, перспективных технологий XXI века и формированию технологической культуры специалиста в рамках соответствующих курсов.

Основы технологической культуры (культуры труда, информационной культуры, проектной культуры, культуры человеческих отношений и т.д.) целесообразно изучать и в средних и высших учебных заведениях нетехнологического профиля, поскольку технологическая культура в своей области деятельности необходима любому специалисту.

Возможная структура непрерывного технологического образования в России приведена на рис. 1.

 

Рис. 1 Структура непрерывного технологического образования в России

 

 

 

Дальнейшее технологическое образование специалистов должно осуществляться на курсах переподготовки и повышения квалификации.

 

 

Литература

 

  • 1. Новая философская энциклопедия.- М.: Мысль, 2001, т.4.
  • 2. Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. М., Эслан, 2007, с 181.
  • 3. Benchmarks for Science Literacy Project 2061. American Association for Advancement of Science. Oxford University Press. New York Oxford 1993, 418 p.
  • 4. Standarts for Technology Literacy. Content for the Study of Technology Education, Association and its Technology for all American Project, Reston< Virginia, 2000, 248 p.
  • 5. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж. Критерии сформированности технологической грамотности американских школьников // «Наука и школа», 2010 - № 5, стр. 49-55.
  • 6. Г.В. Пичугина Обновление целей технологического образования школьников США // «Школа и производство», 2010, № 2. С. 10-13.
  • 7. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж. Технологическое образование школьников в Великобритании, Франции, США, Австралии, Швеции и Нидерландах // «Наука и школа», 2010, № 2, с. 67-71.
  • 8. Атутов П. P., Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д., и др. Кон­цепция формирования технологической культуры молодежи в общеоб­разовательной школе. «Школа и производство», 1999, №1,5-12.
  • 9. В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. Основы технологической культуры. М., Вентана- Граф, 2000.
  • 10. Хотунцев Ю.Л. Программа «Основы технологической культуры», «Школа и производства», 2002, №7, 9-12.
  • 11. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. Педагогика, 2006, №4, с. 10-15.
  • 12. Хамитов И.С., Гумерова Г.С. Формирование технологической культуры школьников. Под редакцией Ю. Л. Хотунцева. М, МПГУ, 2010, 154 с.
  • 13. Хотунцев Ю.Л. Общие принципы реализации технологий и проектной деятельности. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в формировании актуальных компетенций учителей и педагогов профессионально-педагогического образования», МПГУ, М, 2008, с.424-428.

 

 

 

Адрес
Контакты
Адрес: 119034, г. Москва, 1-й Зачатьевский переулок, дом 4
Тел: +7 (499) 390-88-72
Электронный адрес: org@rusto.su
Copyright © 2014 Русское техническое общество.
+7 (499) 390-88-72; org@rusto.su
All rights reserved.
Создание сайта-Verdena.Ru